Деревни Юровские нет ни на одной самой подробной карте. Есть – место гибели 28 жертв фашистского зверства – жителей Юровских и место сожжения небольшой деревни (Бакштовский сельсовет Ивьевский района). Память об этой деревне запечатлена в Хатыни – символом скорбной вечности – памятником скорбной страницы истории времен Великой Отечественной войны, сооруженного в память погибших жителей Беларуси.
6 сентября 1942 года нацистские палачи варварски, безжалостно и бесчеловечно уничтожили, сожгли дотла, скромную белорусскую деревушку на окраине Налибокской пущи.
Из дневника боевых действий высшего начальника СС и полиции по рейхскомиссариату Остланд (сентябрь 1942г.): «6 сентября. Операции в Налибокской пуще вечером закончены. Для усмирения очагов беспорядков все деревни и хутора в этом районе, жители которых были связаны с бандитами, сожжены и уничтожены. 204 чел., подозреваемых в принадлежности к бандитам, расстреляны. 1 217 чел. выселены».
Крупная карательная операция «Болотная лихорадка», в ходе которой, вероятно, и пострадали Юровские с ее жителями, была предпринята фашистами с 22 августа по 21 сентября 1942 г., она охватывала территорию Брестской, Витебской и Минской областей.
Из дневника боевых действий высшего начальника СС и полиции по «Остланду» Бирмайера об итогах операции «Болотная лихорадка» («Зумпффибер»): «22.8.1942. По приказу рейхсфюрера СС под кодовым названием «Зумпффибер» силами войск СС, полиции порядка и полиции безопасности проводится акция по очищению территории в генеральном округе «Белоруссия». Цель акции: полное уничтожение так называемых партизан и разбойничьих банд на территории Белоруссии. После обеда состоялись переговоры с подчиненными командирами. Противник должен быть уничтожен в ходе концентрированных операций».
Еще в начале 1941 года, выступая в Вевельсбурге, Гиммлер (один из наиболее влиятельных фигур нацистской Германии, причастен к совершению нацистских преступлений) изложил цель «русской кампании»: «(...) расстреливать «славянское население» - каждого десятого, чтобы (для начала) уменьшить их количество на 30 миллионов».
Над мирным населением глумились полицаи из службы порядка, предоставляемых начальником СС и полиции Белоруссии: полицейский полк Бинца (...) общая численность примерно 3 570 человек; из числа полиции безопасности и СД: 32 командира (офицера), 244 унтер-офицера и рядовых, к тому же 350 латышей и 100 русских.
Трофеи: повозки с лошадьми, убитый домашний скот, взрывчатка, русские винтовки, русские и немецкие винтовочные патроны, полушубки, пальто, белье, личные документы... В районе южнее и юго-западнее Минска разведкой установлено 7 зараженных бандитами районов. В ходе отдельных операций эти районы должны быть очищены, а банды уничтожены. 5.9.1942. Операция в Налибокской пуще продолжалась и 5.9., сейчас в стадии завершения. Установлено, что большинство жителей деревень в этом районе поддерживают связь с бандитами, действуют сообща с ними и даже из числа их многие мобилизованы в бандиты. Бандитские подразделения не обнаружены, так как они рассеялись и укрылись в болотах и лесах или же, как безобидные крестьяне прячутся в деревнях и на хуторах. Чтобы усмирить эту местность, известную уже в течение 10 лет как убежище и очаг беспокойства, обергруппенфюрер СС Еккельн приказал сжечь упомянутые выше деревни и хутора, подозрительных лиц расстрелять и весь район эвакуировать. Акция продолжается.
Согласно немецкому донесению, в ходе крупной операции в Белоруссии в период с 25.8. по 21.9.1942 года было сожжено и разрушено 49 лагерей, бункеров и опорных пунктов, а также деревень, расположенных в болотистой местности, которые служили прибежищем партизанам, 389 советских соотечественников расстреляно в бою, 1274 подозрительных лица расстреляно, 8350 евреев ликвидировано, захвачено: 3 противотанковых орудия, 2 станковых пулемета, 1 ручной пулемет, 1 радиостанция, несколько радиоаппаратов, винтовки и прочее огнестрельное оружие, большое количество взрывчатки и боеприпасов, ручные гранаты, предметы снаряжения и прочее имущество, а также 1 грузовая и 1 легковая автомашина, 42 велосипеда, 80 повозок, 62 лошади, 5 коров и продовольствие. Операция закончена 21.9.1942 года.
В этом страшном перечне – жертвы нацистского произвола, и мирные трудолюбивые сельчане Юровских, в числе которых 7 детей. «…При этом будет разрушено всё, что может предоставить кров и защиту. Территория становится ничейной землей. Все жители расстреливаются…» – констатирует жестокая фашистская сводка.
Боль и кровоточие ран случайно оставшихся в живых жителей Юровских не утихли на протяжении жизни. Тихая и неприметная, утопающая в благоухании соснового леса, щедро одаряемая природой, деревня Юровские закончила своё существование воскресным сентябрьским днём и не нашла сил на послевоенное возрождение…