Задачи и функции отдела ЗАГС

Основными задачами отдела ЗАГС являются:
1. правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь о браке и семье в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, государственных и общественных организаций;
2. обеспечение реализации основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь по укреплению нравственных основ семьи и повышению её престижа в обществе; 
3. правовое просвещение населения по вопросам законодательства Республики Беларусь о браке и семье и порядка регистрации актов гражданского состояния. 

Отдел ЗАГС в целях выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
1. осуществляет в порядке, установленном законодательством, административные процедуры по заявлениям граждан: регистрацию рождения; заключения брака; расторжения брака по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г.; расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье); установления отцовства, материнства; смерти; усыновления (удочерения); перемены фамилии, собственного имени, отчества; внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния; аннулирование и восстановление записи актов гражданского состояния; выдачу повторных свидетельств, справок о рождении, о смерти, справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния (о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака), и извещений об отсутствии записи акта гражданского состояния;
2. составляет материалы и выносит заключения о возможности (невозможности) перемены гражданами Республики Беларусь фамилии, собственного имени, отчества, направляет их в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) для получения разрешения (отказа) в перемене;
3. производит снижение брачного возраста по заявлению лиц, вступающих в брак, в соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
4. составляет заключения о внесении либо об отказе во внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов;
5. выдаёт копии записей актов гражданского состояния по запросам суда, прокуратуры, органов уголовного преследования, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также загранучреждений, органов, регистрирующих акты гражданского состояния, Министерства юстиции, органов принудительного исполнения, других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами;
6. обеспечивает информационное взаимодействие при работе с государственной информационной системой «Регистр населения» в рамках реализации положений Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения»;
7. вносит, дополняет регистр населения персональными данными, актуализирует их, удостоверяет электронно-цифровой подписью;
8. принимает необходимые меры по хранению и защите персональных данных, вносимых (получаемых) в (из) регистр (а) населения;
9. принимает от сельских исполнительных комитетов (далее – сельисполкомы) первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния как на бумажном носителе, так и в электронном виде, проверяет правильность их оформления;
10. ведёт в установленном порядке учёт записей актов гражданского состояния, совершённых в пределах Ивьевского района;
11. обеспечивает хранение первых экземпляров записей актов гражданского состояния и другой документации в течение установленных сроков;
12. представляет в главное управление юстиции, органы государственной статистики, иные государственные органы ведомственную и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном законодательством;
13. направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния на бумажном носителе и в электронном виде, подлежащие статистической обработке, в органы государственной статистики;
14. направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, не подлежащие статистической обработке, на бумажном носителе и в электронном виде, в отдел по вопросам делопроизводства, архивам, в том числе загса главного управления юстиции;
15. исполняет переданные в установленном порядке отделу загса просьбы учреждений юстиции иностранных государств об оказании правовой помощи и обращается с такими просьбами к учреждениям юстиции иностранных государств при осуществлении административных процедур в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами;
16. обеспечивает учет, хранение и расходование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также хранение гербовой печати;
17. изучает и обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о браке и семье при регистрации актов гражданского состояния, проводит запланированные Министерством юстиции, главным управлением юстиции мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
18. проводит проверку деятельности сельисполкомов по регистрации актов гражданского состояния, а также проверяет у них учет и хранение бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, оказывает методическую помощь должностным лицам сельисполкомов, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния, обобщает положительный опыт их работы;
19. проводит работу по разъяснению брачно-семейного законодательства; правовому просвещению населения, в том числе с использованием средств массовой информации; организации мероприятий, направленных на укрепление института семьи в обществе;
20. оказывает населению дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
21. рассматривает обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела загс, и принимает меры для своевременного и всестороннего их рассмотрения;
22. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.