Главная / Инвестору / Вопрос - ответ

Вопрос - ответ

Каким критериям должен соответствовать инвестиционный проект для включения в перечень «Региональная инициатива?
- организация должна относиться к субъектам малого или среднего предпринимательства (должна быть внесена в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь) на дату подачи заявки;  - реализация инвестиционного проект осуществляется на территории регионов, за исключением областных центров и г. Минска, а также прилегающих к ним регионов;
- проект обеспечивает создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих производств или создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания, а также реализацию комплексных проектов, включающих создание объектов производственного назначения и общественного питания (создание новых производств (цехов) продуктов питания, в дальнейшем используемых в объектах общественного питания, и самих объектов общественного питания);
- проект обеспечивает создание не менее 5 новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее 5 человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов);
- проект является значимым для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
Как зарегистрировать юридическое лицо в Республики Беларусь?
Государственная регистрация и ликвидация субъектов хозяйствования
В соответствии с п. 2 ст. 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования , утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.
Более подробную информацию о регистрации субъектов хозяйствования Вы можете найти по ссылке: https://www.ivje.gov.by/ru/reg_i_likvid-ru.
Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования
Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1
Более подробную информацию о ликвидации субъектов хозяйствования Вы можете найти по ссылке: https://www.ivje.gov.by/ru/reg_i_likvid-ru В Ивьевском районе вопросами регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования занимаются сотрудники отдела экономики райисполкома по адресу: г. Ивье, пл. Комсомольская, 1, каб. № 80, 4-й этаж:
Бубельник Светлана Станиславовна, главный специалист отдела экономики райисполкома, тел.: +375 1595 6-79-57;
Олехнович Жанна Иосифовна, начальник отдела экономики райисполкома, тел. +375 1595 6-79-84;
Прием осуществляется с понедельника по пятницу с 8.30 до 17.30. Перерыв на обед – с 13.00 до 14.00.
Какие существуют варианты создания бизнеса в Республике Беларусь?
Два варианта входа на белорусский рынок
1. Учредить самому «с нуля» коммерческую организацию;
2. Купить действующую организацию (долю в ней).
1-ый вариант - создание компании «с нуля»
Рассмотрим на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО).
По нашему мнению, эта форма ведения бизнеса является наиболее приемлемой по следующим причинам.
По сравнению с унитарным предприятием:
- у предприятия может быть только один участник, а в ООО – от 1-го до 50-ти. То есть в предприятие новых компаньонов не привлечешь, а это ограничивает возможности бизнеса в привлечении инвестиций путем продажи доли в нем;
- предприятие гораздо труднее продать по сравнению с обществом (об этом речь пойдет ниже);
- имущество предприятия, в отличие от имущества общества, не обособлено, т.е. оно не отделено от имущества учредителя. Предприятию оно принадлежит не на праве собственности, а на праве хозяйственного ведения, что не всегда хорошо для частного бизнеса, но это тема для отдельного материала.
По сравнению с закрытым акционерным обществом (ЗАО):
- у ООО не ограничен минимальный размер уставного фонда, а у ЗАО он составляет 100 базовых величин;
- ЗАО на сумму своего уставного капитала должно эмитировать акции, которые, в свою очередь, должны отдельно регистрироваться в отделах по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов по областям и городу Минску, а это дополнительная административная процедура. Последующее изменение устава влечет изменение либо номинала, либо количества акций с регистрацией там же.
Вариант учреждения ОАО менее приемлем, так как не рассчитан на малый и средний бизнес. Достаточно только сказать, что уставный фонд ОАО - 400 базовых величин (10800 рублей, или 5070 долларов США).
Несколько слов об учредителях – нерезидентах Республики Беларусь.
Если учредитель-нерезидент физическое лицо, то от него потребуется предоставить нотариально заверенный перевод паспорта (подпись переводчика нотариально удостоверяется). Для этого нужно, чтобы оригинал паспорта хотя бы на один день оказался на территории Беларуси, иначе нотариус не удостоверит подлинность его перевода. Если учредитель-нерезидент юридическое лицо, то от него требуется предоставить нотариальный перевод выписки из торгового регистра. Дата выдачи выписки – не более одного года. На выписке должен стоять апостиль.
При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия (доверенность, протокол общего собрания учредителей (участников) в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности (на которой проставляется апостиль).
Этапы учреждения ООО:
1. Принятие решения об учреждении ООО, в котором должны быть определены:
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию общества, их права и обязанности по его созданию, в том числе порядок подготовки проекта устава;
- распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации общества, в том числе по согласованию наименования, по совершению иных действий, установленных законодательством;
- размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;
- оценщик стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества или кто будет проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд;
- порядок созыва и проведения учредительного собрания.
1.1. В случае учреждения хозяйственного общества одним лицом (общество с одним участником) решение единственного учредителя должно содержать:
- размер уставного фонда;
- порядок его формирования;
- оценщик неденежного вклада;
- другие вопросы.
2. Согласование названия создаваемой компании Для этого нужно обратиться с заполненной формой в областное управление юстиции (г. Гродно) либо направить заявление через Интернет (http://egr.gov.by). Ответ о согласовании/несогласовании придет по электронной почте.
3. Поиск юридического адреса
Какие-либо документы, например гарантийное письмо от владельца помещения, не нужны. Ответственность за достоверность сведений о месте нахождения организации несут ее учредители, когда подписывают и подают заявление в регистрирующий орган.
4. Подготовка устава ООО, в котором должны быть отражены как минимум:
- наименование;
- место нахождения;
- цели деятельности;
- размер уставного фонда;
- права и обязанности участников;
- структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция его органов;
- порядок управления деятельностью;
- орган управления, уполномоченный на проведение общего собрания участников;
- порядок принятия общим собранием участников решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством (не менее 2/3, 3/4) голосов;
- условия и порядок распределения прибыли и убытков;
- перечень представительств и филиалов;
- ответственность общества, его участников;
- порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе;
- перечень участников и сведения о размере долей в уставном фонде каждого из участников;
- размер и состав вкладов участников;
- указание на орган, к компетенции которого отнесены вопросы создания и ликвидации представительств и филиалов;
- порядок выхода и исключения участника из общества;
- порядок перехода доли (части доли) в уставном фонде к другому лицу;
- иные сведения.
5. Проведение учредительного собрания, на котором должны быть решены следующие вопросы:
- утверждение устава хозяйственного общества;
- образование органов общества и избрание их членов;
- утверждение оценки стоимости неденежных вкладов;
- решение иных вопросов, предусмотренных законом.
Учредительное собрание оформляется протоколом либо решением единоличного учредителя.
6. Подписание устава
7. Уплата государственной пошлины (27 рублей, приблизительно 12 долларов США)
8. Подача заявления
Если среди участников есть иностранные граждане, то заявление подается в управление юстиции Гродненского облисполкома.
Заявление должно быть подписано учредителями непосредственно при подаче, а не заранее. Допускается подача заявления по доверенности.
Если учредителей больше 3 (4 и более), то документы подает кто-то один из них.
9. Регистрация
Осуществляется в день подачи документов. Учредителям выдается устав с отметкой об этом и указанием номера в ЕГР.
Перечень документов для государственной регистрации:
- заявление
- устав в 2 экземплярах, его электронная копия
- платежный документ – госпошлина
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами
10. Через 5 рабочих дней выдаются документы о постановке на учет вновь созданной организации в компетентных государственных органах.
2-ой вариант - Покупка готового бизнеса
Покупка готовой компании (готового бизнеса) осуществляется чаще всего в форме покупки доли 100% в ООО. Цена сделки формируется сугубо рыночным способом, на основе спроса и предложения, т.е. как договорятся покупатель и продавец.
Стороны подписывают договор купли-продажи, для чего, согласно сформировавшейся практике, бухгалтерией подготавливается справка о составе и стоимости доли. Договор не обязательно удостоверять у нотариуса, достаточно простой письменной формы.
Продавец, т.е. выходящий участник, перед продажей должен в обязательном порядке сделать предложение о покупке другим участникам и самому обществу, которые обладают преимущественным правом на покупку. В случае их отказа можно продавать долю третьему лицу.
Вместе с тем предприятие тоже можно продать и купить. Для этого нужно пройти следующие этапы:
1. Зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс в республиканском унитарном предприятии «Национальное кадастровое агентство». Услуги агентства платные: стоимость для юридических лиц составляет 22,5 базовых величин. Срок – 30 дней. За дополнительную плату можно сократить процедуру до 7 дней.
2. Затем там же, в агентстве, нужно зарегистрировать договор купли-продажи предприятия. Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре на его продажу на основе его полной инвентаризации. До подписания договора купли-продажи должны быть составлены и рассмотрены продавцом и покупателем результаты инвентаризации, бухгалтерский баланс (книга учета доходов и расходов, если применяется упрощенная система налогообложения), аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований;
3.Одновременно с государственной регистрацией договора купли-продажи предприятия регистрируется переход и возникновение права собственности на предприятие. Стоимость та же - 22,5 базовых величин.
Какие льготы и (или) преференции предоставляются при реализации преференциальных инвестиционных проектов?
Льготы и (или) преференции, предоставляемые при реализации преференциальных инвестиционных проектов определены главой 8 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», это;
- льготы по налогам (налог на добавленную стоимость, земельный налог, прибыль), арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
- льгота по уплате таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь (с учетом международных обязательств Республики Беларусь), взимаемых таможенными органами.
- освобождение от государственной пошлины за выдачу (однократное продление срока действия) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;
- в области земельных отношений, в части предоставления земельного участка юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю без проведения аукциона на право аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, на правах в соответствии с законодательством об охране и использовании земель;
- в области архитектурной и строительной деятельности, в части определения без проведения процедур, установленных законодательством о закупках за счет собственных средств, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства инвестиционных объектов, выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству инвестиционного объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии архитектурного проекта, утвержденного в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и положительного заключения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации по текущему этапу строительного проекта (при необходимости его получения в соответствии с законодательством).