13.02.2024

Старший участковый инспектор милиции отдела охраны правопорядка и профилактики Ивьевского РОВД майор милиции Манюкевич Андрей Вячеславович рассказал об изменениях в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010г. №104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»

26 января 2024 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 4 января 2010г. №104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»
Какие изменения в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»? 
Изменена и упрощена процедура направления в ЛТП для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации граждан с заболеванием «хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания». Могут быть направлены в данные учреждения (статья 4 вышеназванного Закона) две категории:
1. Граждане, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после такого предупреждения совершили административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, за что были привлечены к административной ответственности, и у которых по результатам медицинского освидетельствования выявлено (подтверждено) заболевание хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Стоит отметить, что административные правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, до вступления в силу статьи 1 настоящего Закона, учитываются при рассмотрении заявлений о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории;
2. Граждане, которые обращались (поступали) в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после такого предупреждения повторно обратились (поступили) в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, и у которых по результатам медицинского освидетельствования выявлено (подтверждено) заболевание хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Проведение медицинского освидетельствования гражданина, которое необходимо для решения вопроса о его направлении в лечебно-трудовой профилакторий., проводится по постановлению начальника территориального органа внутренних дел или его заместителя в целях установления наличия либо отсутствия у этого гражданина заболевания хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и наличия либо отсутствия у него заболевания, препятствующего нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Для проведения медицинского освидетельствования гражданин доставляется в организацию здравоохранения, в которой проводится медицинское освидетельствование сотрудником территориального органа внутренних дел.
При проведении медицинского освидетельствования гражданин обязан выполнять законные требования сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц организаций здравоохранения, в которых проводится медицинское освидетельствование. В случае оказания неповиновения законным требованиям в отношении него будет начат административный процесс по статье 24.3 КоАП Республики Беларусь.
Согласно ст.24.3 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Гражданин может быть направлен судом в лечебно-трудовой профилакторий на срок двенадцать месяцев. Направляемый в лечебно-трудовой профилакторий в третий и более раз может быть направлен судом в лечебно-трудовой профилакторий на срок двадцать четыре месяца.
К слову, действовавшая ранее редакция Закона предусматривала три категории граждан, подлежащие направлению в ЛТП:
1. граждане больные хроническим алкоголизмом;
2. обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
3. трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни.
Для двух крайних категорий граждан был предусмотрен «упрощенный» порядок направления в ЛТП. 26 января все лица, направленные в лечебно-трудовые профилактории по «упрощенному» порядку, освобождаются из указанных учреждений. Доставку граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, к месту жительства осуществляют сотрудники лечебно-трудовых профилакториев во взаимодействии с сотрудниками территориальных ОВД
Для получения более подробной информации можно обратиться к участковому инспектору милиции в приемные дни еженедельно по средам с 10.00 до 13.00 часов в общественный пункт охраны правопорядка в сельской местности и с 17.00 до 20.00 часов в г. Ивье.