В республике начала обозначаться проблема несанкционированного использования воздушного пространства владельцами (пользователями) авиамоделей в пределах установленных запрещенных зон, а также на высоте, превышающей 100 метров от уровня земли.
Случаи несанкционированных полетов летательных аппаратов без человека на борту, управление полетом которого возможно при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемых свободнолетающих аппаратов, в воздушном пространстве республики выросли.
Правилами использования авиамоделей в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 №636 определен порядок, правовые и организационные основы их использования, в том числе установлен запрет их использования (пункт 5), в том числе на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности; общей массой более 0,5 килограмма без соответствующей маркировки авиамодели.
Несоблюдение вышеуказанных требований владельцами и пользователями летательных аппаратов классифицируется как нарушение Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 №1471 (пункт 95) и влечет административную ответственность согласно статье 18.35 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей».
При непосредственном обнаружении несанкционированного использования воздушного пространства необходимо:
1) немедленно сообщить оперативному дежурному по ОВД обстоятельствах и месте запуска;
2) в случае поступления информации, а также обнаружения несанкционированного использования воздушного пространства в границах аэропорта гражданской авиации оперативный дежурный ОВД обязан проинформировать подразделение службы авиационной
безопасности;
3) если позволяют обстоятельства, осуществлять визуальное сопровождение;
4) принять меры к выявлению и задержанию лица, совершившего деяние, установлению свидетелей и сохранности вещественных доказательств.
Данная информация подлежит регистрации в единой книге регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях.
Полет без разрешения на использование воздушного пространства оператором БЛА является нарушением требований п. 95 Правил и классифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.35 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Согласно ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ОВД не наделены правом ведения административного
процесса и составления протоколов за нарушения, предусмотренные ст. 18.35 КоАП РБ. Данные полномочия предоставлены органам воздушного транспорта в лице Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 ПИКоАП обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс.
Ответственность по ст.18.35 КоАП РБ (Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей).
1. Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей -
влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до пятидесяти базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до ста базовых величин.
Ответственность по ст. 309 УК РБ (Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения).
1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия заведомо для виновного могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, -
наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124, 126, 289, 359 и 360 настоящего Кодекса, - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
(часть четвертая статьи 309 введена Законом Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З).
2. Лазеры подразделяются на 4 класса в зависимости от мощности излучения. Наибольшую угрозу и вероятность ослепления представляют лазеры 3-4 класса, мощностью от 500 и выше милливатт, с дальностью свечения не менее 5 км.
При поступлении информации от служб гражданской авиации о факте лазерной атаки ВС необходимо информировать ОВД, незамедлительное информирование может положительно влиять на организацию работы ОВД по розыску виновного лица, действия которого будут рассматриваться в соответствии с требованиями статей 147 (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения), 149 (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения), 309 (умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения) и 339 (хулиганство).
Старший инспектор по РР ООПП
майор милиции
Е.Г.Рынгель