Главная / Новости / Новости района
11.11.2020

11 ноября - Международный день энергосбережения. Эко-дело, или Кто, если не мы

На уроке "Земля. Какая она? Земля рождает ручейки и мощные потоки, травы и деревья, она носит на себе океаны, облака, тени. Принимает дожди, снега и туманы. Пускает птиц в поднебесье, а быстроногих зверей - по всем лесам. Земля качает на себе города, выбрасывает уносящиеся ввысь ракеты. 

Человечество волнуют мир и война, отношения между государствами, открытия медицины, экономика, достижения в науке и технике. С самых высоких международных трибун говорят о том, как сохранить жизнь на нашей планете", - так начинает урок учитель географии Ивьевской средней школы Ирина Францевна Дедуль.

Экономия и бережливость = экономическая безопасность государства 

В учреждение образования мы заглянули потому, что школа является одним из ключевых инструментов воспитания у молодого поколения экономного отношения к природным запасам и потому, что нам было интересно узнать, как педагоги и дети ведут "эко-дело". 

В настоящее время энергосбережение - одна из приоритетных задач развития экономики Республики Беларусь. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи. Пути развития энергетической безопасности нашего государства четко очерчены в Директиве Президента РБ №3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства". 

В данный момент на первый план выходит вопрос формирования у учащихся гражданской позиции и психологической направленности на рациональное и экономное использование природных ресурсов.

Эко-дело 

- Ирина Францевна, насколько важно с малых лет учить детей с уважением относиться к энергосбережению, формировать у них культуру энергосбережения? 

- Будущее нашей планеты Земля в руках подрастающего поколения, поэтому необходимо воспитывать экологическую и экономическую грамотность, потребность в рациональном использовании природных ресурсов. Молодежь должна задуматься над тем, что может сделать каждый человек, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы. 

- Что дает вам возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения, убедить, что экономия на потребление тепловой, электрической энергии и воды - это не отказ от комфорта, а обеспечение необходимых условий проживания? 

- Энергосбережение - это деятельность (организационная, практическая, информационная), направленная на использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов. В такую деятельность вовлечены и учащиеся, и учителя. 

У меня есть собственные разработки: занятие по энергосбережению "Экономь и береги!", интеллектуальная игра "Энергия и окружающая среда", проект "Мы за будущее нашей планеты". 

В школе на протяжении последних трех лет в рамках проекта "Мы за будущее нашей планеты" проводятся акции "Батарейка", "ПЭТ- бутылке - вторую жизнь", "Вторую жизнь бумаге", "Экономь электроэнергию". Мы приняли участие в районном и республиканском этапах конкурса рисунков "Давай берагчы ваду разам!", разработали буклеты и листовки ("Беречь энергию может каждый", "Ценный пластик"), написали исследовательские работы ("Как отходы превратить в доходы", "Мы за будущее нашей планеты"). 

По итогам конкурса "Лучшее учреждение образования Ивьевского района по сбору отработанных элементов питания", организаторами которого выступили Ивьевское РУП ЖКХ, отдел образования Ивьевского райисполкома, МОО "Экопартнерство" при поддержке проекта ЕС "Потребность в эффективном управлении жилищно - коммунальным хозяйством", Ивьевская средняя школа заняла 3 место, сдав в 2019-ом году 161 кг батареек (320г на одного учащегося). 

В школе традиционно проводится Неделя энергосбережения. А это акции, информационные и классные часы, интеллектуальные игры, экскурсии на мини-ГЭС (агрогородок Жемыславль), работа лекторской группы "Кто, если не мы!".

 Энергомарафон 

"Кто, если не мы!",- говорят в Ивьевской средней школе - и каждый год успешно участвуют в республиканском конкурсе "Энергомарафон". 

Подробно о "проекте практических мероприятий по энергосбережению" рассказала учитель географии Татьяна Альфредовна Карасева: 
- На конкурс в данной номинации мы представили несколько работ: "Как можно экономить энергию и семейный бюджет" (изучался вопрос экономного расходования электроэнергии в домашних условиях); "Какую лампочку выбрать?" (рассматривались лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные лампы, акцентировалось внимание на их энергоэффективности); "Энергия уходит в трубу" (исследовалась сфера энергосбережения путем экономии воды в быту). 

Одна из самых интересных работ - "Макулатуру собирай - энергию сберегай". В прошлом учебном году учащийся 6 "В" класса Илья Жебрик стал автором данного проекта. Объект исследования: сбор макулатуры в микрорайоне Молодежный, мероприятия по сбору макулатуры в подъездах домов микрорайона Молодежный г. Ивье. Дело в том, что процесс переработки макулатуры является более чистым и менее энергоемким. Для исследования брались дома, в которых живут одноклассники Ильи. В подъездах были установлены ящики для сбора макулатуры. 

Для номинации "Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов" учащимися школы созданы видеоролики. Авторы ролика "Дом в тепле - копейка в кошельке", занявшего 1 место на районном этапе и 3 место на областном этапе конкурса, - Олег Манкевич, Максим Шарейко. 

Еще два видеоролика ("Экономить - так с детства", "Кто, если не мы?") представлены на конкурс Владиславом Жебриком. 

В номинации "Рисунок и плакат" самой успешной и активной стала Александра Григоренко - выпускница 2020 года. Педагоги Ивьевской средней школы считают: "Мы обязаны вырастить поколение культурных и бережливых людей. И это в наших силах!". 

И. Холяво