Перевозка опасных грузов относится к работам повышенной опасности. В связи с этим, к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь (далее – водители), предъявляются дополнительные требования для снижения потенциальной опасности и предотвращения возникновения аварийных ситуаций. Основные требования к водителям изложены в статье 26 Закона Республики Беларусь 6 июня 2001 года «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон) и в главе 10 раздела IV Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 17 мая 2021 года № 35 (далее – Правила). В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи Закона, к управлению механическими транспортными средствами, выполняющими перевозку опасных грузов (далее – транспортные средства), допускаются водители не моложе 21 года, имеющие стаж управления транспортными средствами категорий «В», «С», «В» и «С», составами транспортных средств категорий «ВЕ» и «СЕ» не менее трех лет, при наличии свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов (далее – свидетельство).
Водители не должны иметь противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования, которое проводится в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь 11 декабря 2014 года № 95 «Об установлении отдельных форм медицинских документов и утверждении инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов)». Также, необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями статьи 26 Закона, водители обязаны проходить медицинское переосвидетельствование через каждые три года, а достигшие пятидесятилетнего возраста – ежегодно.
С целью исключения возможности управления транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, на предприятиях и в организациях должны
проводиться предрейсовые и иные медицинские обследования водителей по соответствующей инструкции, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 3 декабря 2002 года № 84. Подготовку (переподготовку) водители в обязательном порядке проходят в обучающих организациях, имеющих разрешение Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор). Обучение проводится по программам подготовки и переподготовки работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 8 ноября 2021 года № 76. Выдаче свидетельства предшествует сдача экзамена в Госпромнадзоре по освоенным программам подготовки или переподготовки. Перед допуском к самостоятельной работе водители должны проходить также обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. В дальнейшем, как с работниками, занятыми на работах с повышенной опасностью, с водителями проводится повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в шесть месяцев, а периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда водители проходят не реже одного раза в 12 месяцев.
Водители при необходимости должны пройти стажировку в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 23 октября 2012 года № 46.
При выполнении погрузки опасных грузов на транспортное средство или выгрузки опасных грузов из транспортного средства необходимо соблюдать требования пункта 53 Правил, в котором установлено, что водитель не должен участвовать в выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Исключение допускается в тех случаях, когда требуется приведение в действие грузоподъемных механизмов, сливо-наливного оборудования, установленных на транспортном средстве.
Участие водителей, как представителей перевозчика, в проведении погрузочно-разгрузочных работ предусматривается договором, наличием у водителей соответствующей квалификации, прохождения ими в установленном порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по выполняемому виду работ, разработкой грузоотправителем (грузополучателем) опасных грузов для каждого места выполнения погрузки и (или) выгрузки опасных грузов обоснования безопасности.
Водителям запрещается открывать упаковки, содержащие опасные грузы, а также принимать к перевозке опасные грузы с поврежденной упаковкой.
При перевозке опасных грузов запрещается на транспортном средстве перевозить непричастных к процессу перевозки людей. Также запрещена перевозка груза, не относящегося к перевозимому опасному грузу, и не указанного в товарно-транспортных документах.
Главой 6 Правил предусмотрены требования к маршруту перевозки опасного груза, определены дистанции между транспортными средствами при движении автомобилей колонной. Скорость движения транспортного средства выбирается водителями в соответствии с Правилами дорожного движения. Места стоянок транспортных средств и необходимость наблюдения за ними определяются в зависимости от опасного груза и его количества.
Согласно требованиям пункта 228 Правил в процессе эксплуатации транспортных средств водители, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, должны иметь при себе:
свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;
свидетельство;
регистрационную карточку транспортного средства;
информационную карточку;
копии документов, подтверждающих проведение периодических или промежуточных испытаний (проверок) цистерн – при перевозке опасного груза в цистернах;
товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
номера телефонов специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
письменные инструкции в соответствии с требованиями Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
паспорт безопасности перевозимого вещества.
При перевозке опасных грузов водители обязаны с периодичностью не более двух часов осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, креплением опасного груза в кузове и за сохранностью маркировок и пломб. Имеется ряд запрещений для водителей при перевозке опасных грузов. Так водителю запрещается:
двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;
курение в транспортном средстве во время движения, остановки, стоянки, а также во время проведения погрузочно-разгрузочных работ (курение разрешается не ближе чем в 50 м от места остановки или стоянки транспортного средства);
разводить огонь ближе 100 м от стоянки транспортного средства, перевозящего взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости и воспламеняющиеся газы;
буксировка механических транспортных средств. В случае вынужденной остановки транспортного средства водитель обязан: обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения – включить аварийную световую сигнализацию, а при ее неисправности должны быть незамедлительно выставлены знаки аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов; в темное время суток или при недостаточной видимости, при неисправности габаритных огней транспортного средства дополнительно установить два фонаря автономного питания оранжевого цвета с мигающими или постоянными огнями — спереди и сзади транспортного средства на расстоянии не более 10 метров; принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы проезжей части. В случае возникновения аварии или инцидента водитель, в дополнение к своим обязанностям при вынужденной остановке транспортного средства, обязан: оградить зону аварии или инцидента знаками «Опасность» спереди и сзади транспортного средства на расстоянии не менее 50 м; не допускать посторонних лиц в зону аварии или инцидента; незамедлительно сообщить о случившемся по телефонам 101 или 112 для принятия мер по ликвидации аварии или инцидента и оповещению соответствующих служб для их участия в ликвидации аварии или инцидента в территориальные органы внутренних дел, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь; оказать при необходимости первую помощь пострадавшим;
в соответствии с указаниями письменных инструкций в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать огнетушители для тушения первоначальных очагов возгорания, использовать имеющееся на борту оборудование для предотвращения утечек в водную окружающую среду или канализационную систему и для локализации пролившихся, просыпавшихся веществ; по прибытии на место аварии или инцидента представителей органов внутренних дел, местных исполнительных и распорядительных органов, местных органов здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности, принятых мерах и предъявить товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз. Необходимо обратить внимание, что в соответствии с указаниями письменной инструкции, члены экипажа транспортного средства не должны принимать никаких мер в случае пожара в грузовых отделениях.
При возникновении в пути следования технической неисправности транспортного средства и невозможности устранения водителем этой неисправности в течение 1 часа водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайший орган (подразделение) по чрезвычайным ситуациям.
Строгое соблюдение водителями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, позволят осуществлять успешную, а главное, безопасную деятельность по перевозке опасных грузов.