В 2020 году в Республике Беларусь произошло пять несчастных случаев, связанных с нарушениями при производстве работ в охранных зонах линий электропередачи.
Так, в августе 2020 года, в Барановичском районе, индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения птицефабрики. После выгрузки он, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод воздушной линии напряжением 10 кВ (ВЛ-10 кВ). Выйдя из кабины, водитель увидел загоревшиеся колеса, а при посадке в кабину автомобиля, был смертельно травмирован электрическим током. Аналогичный случай произошел в сентябре 2020 года в Гомеле. Водитель автомобиля МАЗ, принадлежащего строительной организации, при выгрузке песка в охранной зоне ВЛ-10 кВ, установил автомобиль непосредственно под проводами, приблизился и зацепил провод воздушной линии, в результате чего произошел его обрыв и возгорание автомобиля.
Вышеуказанные случаи стали следствием пренебрежения требованиями Правил охраны электрических сетей.
В целях сохранения жизни и здоровья людей при производстве работ в охранных зонах линий электропередачи запрещается:
- работать в пролетах воздушных линий имеющих оборванные провода;
- приближаться на расстояние менее 8 метров к лежащим на земле проводам, к воздушным линиям при повреждении изоляторов, прикосновении провода к стойке опоры, возникновении электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт;
- предпринимать самостоятельно какие-либо меры по снятию провода с машины, в том числе с помощью каких-либо предметов;
- прикасаться к опорам, влезать на них;
- работать на высокогабаритных машинах под проводами на участках, имеющих неровный рельеф местности, а также наезжать на бугры высотой более 0,5 метра;
- работа стогометателя под проводами воздушной линии;
- транспортировка и складирование продукции сельскохозяйственного назначения, материалов;
- остановка машин и механизмов, использование грузоподъемных машин.
Работы в охранной зоне воздушной линии должны выполнять не менее чем два человека, один из которых наблюдающий. В случае падения провода воздушной линии на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда, запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. При падении провода на машину, водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно ее остановить. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности, наблюдающий должен сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее можно только прыжками на одной либо двух сомкнутых вместе ногах до снятия напряжения с линии или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины, при этом необходимо организовать охрану места происшествия.
Указанные меры будут способствовать безопасной эксплуатации оборудования и соблюдению Правил охраны электрических сетей.
Ю. Ярошко,
инспектор Ивьевской районной
энергогазинспекции.