14.02.2020
На войне, как на войне…
Они не любят говорить об этой войне, они стараются не вспоминать события, произошедшие в их юности, они научились жить заново – без стрельбы и взрывов… Они – доблестные воины, героически исполнившие интернациональный долг в Афганистане.
Сегодня на эту тему написано очень много статей, снято немало фильмов и кажется, совсем не осталось белых пятен в истории молодых ребят, защищавших интересы своей Родины в негостеприимном краю. Но ни одна книга или фильм не покажет и не расскажет того, что навсегда застыло в памяти этих людей.
Мой собеседник – старший прапорщик запаса Виктор Моисеев попал в Афганистан в наиболее «горячий» период - с 1981 по 1983 год. Он вспоминает:
- В военкомате до последнего не говорили, куда направляют служить. Из Лиды отправили в Гродно, потом в Марьину горку, оттуда эшелоном в г.Кушка (Туркменистан). В Илотане прошли подготовку – там уже сказали, куда едем служить. В начале июля 1981 года вертолетом перебросили из Мари в Шиндандт. Там определили в отдельный автомобильный батальон.
Виктор Моисеев практически всю службу провел за рулем грузового автомобиля – «наливника». В составе автоколонны доставлял авиационное топливо в Кандагар. Так как колонны ходили регулярно, то и жили, как придется: в палатках, или прямо в кабине.
Водители автоколонн, перевозящих авиатопливо, получили прозвище «рота смертников», потому что душманы видели в авиации главную угрозу, и первостепенной задачей была ликвидация автоколонны с топливом. Виктор рассказывает:
- В зеленых насаждениях часто могли наткнуться на засаду. Приходилось открывать пассажирское окно и на ходу отстреливаться из автомата. Задачка не из легких. Вообще всякое случалось, однажды мой камаз подорвался на мине, но мне повезло остаться целым и невредимым. Молодые были, часто полагались на удачу. Касок и бронежилетов нам в тот период не выдавали. Каким-то чудом не зацепило. Даже форму прострелили однажды, в сантиметре прошла пуля, а на мне – ни царапины.
Однако не всем так повезло, как моему собеседнику. За время службы погибло 7 сослуживцев Виктора, еще 15 получили ранения. Виктор подсчитал, что за все время пройдено около 100 тысяч километров: по ущельям, перевалам, через населенные пункты и по бетонным дорогам. Расслабляться нельзя было нигде, продолжает Виктор:
- Например, на маршруте был город Гират. На въезде находилось женское училище, и местные девушки всегда махали нам, улыбались. Затем могли встретить местных мальчишек, а это значит, в машину отовсюду полетят камни. На выезде небольшая зона зеленых насаждений – жди засады. Тут уже надо давить на газ и ни в коем случае не сбавлять скорость. Когда подходили к Кандагару – навстречу выходил десант, чтобы зачистить «зеленку». Под перекрестным огнем есть большой риск попасть под пули своих же.
Поразительно, что на войне, где везде вокруг горе, слёзы и боль, находится место и для светлых воспоминаний. Виктор Моиссев с улыбкой вспоминает пса, который стал полноправным военнослужащим роты:
- Прибился к нам, мы его подкармливали, ходил с нами в колонне. Забавно, что в своей роте знал всех, а других не подпускал. Когда поступала команда «по машинам», запрыгивал к кому-нибудь в кабину – уже веселее в дороге. Да и полезнее – хоть чутье обострено у всех, а все же собака засаду первая учует.
Безусловно, Виктор многого мне не рассказал – не обо всем хочется вспоминать и рассказывать. Сейчас, отслужив (а после срочной, вернувшись, пошел служить по контракту), ведет обыкновенную жизнь военного пенсионера. Периодически его приглашают выступить перед молодежью.
15 февраля, в День памяти воинов-интернационалистов произносят много теплых слов в адрес выживших и вспоминают минутой молчания ушедших.
607 жителей Лидского района служило в Афганистане – сейчас в строю осталось 308 человек. Хочется пожелать воинам-афганцам крепкого здоровья, успехов, долгих лет жизни. И отдать дань памяти тем, кто не вернулся из афганского пекла…
Начальник службы информации и связей
с общественностью войсковой части 1234
капитан М.С.Кузнецов