Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Ивьевский районный исполнительный комитет

Мечеть


Ивье считается татарской столицей Беларуси. Здесь проживают около 600 человек татарской национальности, а это одна из крупнейших (точнее, вторая после Минска) татарская община на Беларуси. История поселения татар на белорусских землях очень давняя и насчитывает уже более 600 лет. 

Известный ученый Ефимий Карский, будучи большим знатоком белорусской истории, культуры и этнографии, в своей книге "Труды по белорусскому языку и другим славянским языкам" писал о том, что татары-магометане появились на белорусских землях уже в начале XIV столетия, появились частично добровольно, а частично - из пленных крымских и других татар. 

Появление первых татар на Беларуси приходится на время правления великого князя литовского Гедимина. История хранила сведения о том, что, завоевав земли Киевской Руси, князь Гедимин двинулся со своим войском дальше, в направлении на юго-запад, но неожиданно столкнулся с кочевыми племенами татар и кипчаков. Великому князю пришла такая мысль: использовать воинственных кочевников как защитников границ Белорусско-Литовской державы. Ведь татары считались отличными воинами - конниками, о них совсем не зря говорили, что они рождаются и вырастают в седле. Князь Гедимин пригласил татар на службу в свое войско. 

Великие князья литовские Ольгерд и Кейстут уже не ограничивались использованием татар только в качестве защитников границ, но и приглашали их к участию в своих походах против тех же рыцарей-крестоносцев. Возвратившись со службы, татары получали права оседлости в границах Великого княжества Литовского, вблизи городов и замков. 

Миролюбивые отношения с татарами было и у великого князя Ягайлы. Когда в 1380-м московский князь Дмитрий пригласил его в поход против хана Мамая, то вместе с Ягайлой на поле Куликово направилось несколько татарских полков. Особенно энергично и решительно взялся за татарский вопрос великий князь литовский Витовт. В его планы входило расширение татарских осад как в центре, так и на границах державы. Через них Витовт стремился создать широкую военизированную социальную прослойку. Тысячи пленных привел он в свою державу после похода на Золотую Орду в 1397 г. Спустя год, в 1398-м, возвращаясь из похода на Крымские орды, Витовт привел с собой несколько десятков семей караимов (хазары иудейского вероисповедания), которых поселил в своей резиденции в Троках, откуда в течение времени они расселились в Вильню и Паневежис. В 1410 г., во время битвы народов под Грюнвальдом, на стороне князя Витовта против крестоносцев выступали со своими полками сыновья хана Тохтамыша - того самого, что некогда сжег Москву. Командовал ими прославленный татарский полководец султан Джелад - эддин. От его конников крепко досталось крестоносцам. От сабли хана Богардина погиб последний магистр ордена крестоносцев Ульрих фон Юнгинген. 

Переселение татар из Крыма на земли Беларуси продолжалось в течение всего XV столетия. Великие князья литовские Казимир Ягеллончик, Александр, Сигизмунд I расширяли татарские осады, усиливали их путем наделения новыми землями. В 1561 и 1568 гг. Сигизмунд Август выдает татарам привилеи на шляхетство. Позднее эти привилеи подтверждали Стефан Баторий (1576 г.), Сигизмунд III (1608 г.), Владислав IV (1634 г.). Во время правления Сигизмунда Августа была проведена перепись татар Литвы, а также им дается разрешение на брак с христианским населением. Получив шляхетство, татары начинают принимать белорусскоязычные имена и фамилии. Обладая шляхетскими привилеями, потомки ханов и начальники войск со временем переходили в разряд феодалов. Остальные же становились простыми земледельцами, занимаясь огородничеством, или пополняли ряды ремесленников в городах и местечках. Там они занимались выделкой шкур, медничеством, торговлей. Селились татары-ремесленники отдельным обществом на улицах-концах, создавая слободы или предместья. В XVI вв. на землях Великого княжества Литовского проживало около 40 тысяч татар, столетием позже - уже свыше 100 тысяч. 

На сегодняшний день в Беларуси проживает свыше 10 тысяч представителей татарской национальности. Родной татарский язык они уже утратили, но некоторые знают арабский - надо же уметь читать священную книгу Коран. Иные богослужебные книги татары перевели на белорусский язык, но сохранили при этом арабское письмо. Так появились китабы - написанные арабской вязью священные писания. Татары хоть и забыли родной язык, но вере предков остались верны - и сегодня белорусские татары исповедуют ислам. 

В Беларуси действует сейчас 5 официальных мечетей, (Ивье, Новогрудок, Ловчицы, Слоним, Смиловичи), а самая старая из них находится именно в Ивье. История здешней татарской общины восходит к концу XV столетия и теснейшим образом связана с именем великого князя литовского Витовта. Ивьевские татары, вознося свои молитвы Аллаху, до сих пор именуют его “высокородным Батальдом". Предков ивьевских татар князь Витовт привел сюда с берегов Лукоморья-Приазовья - после одного из своих походов на Азов. Пленники оказались верными слугами и были вознаграждены князем Витовтом. За помощь в Грюнвальдской битве он отдал татарам урочище Муравщизна, которое располагалось немногим более километра от ивьевского замка. Так зародилась община. А вот свой собственный храм - мечеть - у здешних татар появился значительно позднее. В XVI - начале XVIII столетия разрешение на сооружение мечети давал лично сам великий князь литовский по согласованию с католическим епископом местной диацезии. Ну, а например, виленский епископ разрешил татарам строить мечети только деревянные, "убогiя, невялiкiя". Кроме того, культовые сооружения "басурманаў" и других "неверных" временами подвергались разгрому и уничтожению. 

Виленский епископ Бенедикт Война вообще не разрешал татарам в период с 1600 по 1619 гг. ни строить, ни ремонтировать мечеть. Аналогичное положение было и в отдаленных от столицы местах. Все преграды на законодательном уровне были ликвидированы только в 1768 г. Принятая тогда конституция разрешала ремонтировать старые мечети, а конституция Речи Посполитой 1775 г. - строить мечети как в собственных владениях, так и в королевских. После присоединения земель Беларуси к Российской империи дело о строительстве и ремонте мечетей приходит в упадок. Указ от 23 августа 1756 г. разрешал открывать магометанские приходы только там, где количество масульман - мужчин достигало 200 человек. Указом от 2 августа 1870 г. запрещалось строительство мечети без предварительного подсчета верующих. 

При таком положении дел стоит ли удивляться, что ивьевские татары, по свидетельству С. Кричинского, долгое время молились по стодолам (гумнам). Для совместной молитвы они вынуждены были собираться в обычном, хотя и просторном, амбаре. И лишь в 1882 г. (по другим данным - 1884 г.) тогдашняя владелица Ивья графиня Эльвира Августовна Замойская дала добро на воздвижение мечети и даже подарила татарам нужное количество местной древесины. Считается, что таким образом графиня Замойская отметила заслуги татар, как отменных земледельцев-огородников и кожевенных дел мастеров. А доброе дело, как известно, сто лет помнится - до сих пор на стене мечети висит мраморная доска, рассказывающая о добром поступке графини Замойской.  

Поначалу здание мечети не особенно выделялось среди окружавшей его застройки, так как не было завершено. Лишь в 1922 г. татары-эмигранты прислали в Ивье из США 500 долларов, на которые в мечети были достроены минарет и галерея. 

Особенностью мечетей Беларуси, Литвы (ивьевской - в том числе) является разделение их внутреннего пространства на 2 части: мужскую и женскую. В странах мусульманского Востока такое разделение отсутствует: там придерживаются строгих устоев, и женщин в мечети вообще не допускают - они молятся дома. 

В стене, разделяющей женскую и мужскую половины, сделано широкое окно, закрытое зеленым шелком — муслином. Женщины, таким образом, на своей половине только слышат, как идет служба. Над всеми дверями в рамке под стеклом надпись: "Нет бога кроме Аллаха, пророк божий Мухаммед". 

Богослужение проводится в основном зале мечети на мужской половине. Первые мечети своими михрабами были ориентированы на Иерусалим. Но в 623 г. пророк Мухаммед, основатель ислама, распорядился молиться лицом к Мекке. С одной стороны, чтобы подчеркнуть самостоятельность ислама как религии, с другой - подчеркнуть и повысить авторитет святых ислама. Ведь Мекка - это религиозный центр ислама всего мира. Там находится главный исламский храм - Кааба, сооруженный в форме куба из камня. "Кааба" в переводе с арабского означает "куб". В стену главного исламского храма вделана главная святыня всех мусульман - "черный камень", метеорит, упавший с неба в незапамятные времена. Учитывая особую роль города Мекка в исламском мире, все мечети своими михрабами обращены именно в сторону Мекки. Ивьевская мечеть - не исключение в этом плане. 

Возле входа на стене - ковер с изображением мечети с тремя минаретами. Рядом - наследственный акт Шабановича Бекира Яковлевича, который в пользу мечети отписал луговые угодья. Тут же и мраморная доска в честь фундатора мечети - графини Замойской. В верхней части стены, разделяющей мужскую и женскую половины мечети, устроен балкон-галерея с выступающей вперед центральной частью. Это - место муэдзина (заместителя имама). Там же располагается и приходящая на богослужение молодежь. 

Участвовать в богослужении в мечети имеет право только тот, кто умеет по-арабски читать Коран. Богослужения (намазы) проводятся в основном в дневное время, с 12 до 14 часов, однако во время поста проводятся вечерние и ночные намазы. Выделяются важные богослужения - гужель, и менее значительные - абдест. На богослужение правоверных созывает муэдзин. Этот его призыв к молитве именуется азан. Идя на молитву в мечеть, нельзя смотреться в зеркало и нужно избегать встречь с женщинами и домашними животными. При входе в мечеть нужно обязательно снять обувь и покрыть голову. Молиться надо сидя «по-турецки». Для слабых и старых людей в мечети есть стоящие вдоль ее стен лавки. Молитвы читаются на протяжении всей службы. После чтения традиционных сур Корана хором поют отдельные молитвы (зикр), которые прославляют предков и пророков, в том числе - Мухаммеда и Иисуса. Днем богослужения в мечети является пятница. 

Помимо мечети татары в Ивье имеют и свое кладбище - мизары. Их 3 (два из низ - старые, там сегодня уже никого не хоронят). Одно кладбище - действующее, самые ранние захоронения на нем датируются началом XX столетия. На могильных камнях и плитах выбиты исламские полумесяцы и надписи на двух языках - арабском и русском. Рядом с восточными именами соседствуют типично белорусские фамилии. На современных надгробиях кое-где высечен еще один символ татарских семей - поникшая веточка ивы, с листьев которой капают слезы — росинки. 

Татарская община и их мечеть в Ивье сегодня широко известны за пределами Беларуси. Мечеть - единственная, которую власти не закрыли в богоборческие советские времена. Сегодня ивьевская мечеть часто принимает гостей - мусульман из Турции, Ливии, Марокко и других стран. Сюда на молитвы приезжают студенты-мусульмане из разных белорусских вузов. Частые гости здесь и простые туристы, которым интересно познакомиться с мусульманскими обрядами и традициями.