Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231337, Гродненская обл.,
г. Ивье, пл. Комсомольская, 1
Электронная почта:
rik@ivje.gov.by
Телефон: (8-01595) 2-17-46
Факс: (8-01595) 2-12-89

Назначение пенсий

Порядок обращения за назначением пенсии 

Закон Республики Беларусь 17 апреля 1992 г. № 1596-XII "О пенсионном обеспечении"

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», регулирующими порядок обращения за пенсией предусмотрено, что работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. 
На каждом предприятии независимо от количества работающих, формы собственности и подчиненности приказом или распоряжением работодателя должен быть определен работник (группа работников), ответственных за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районное управление по труду, занятости и социальной защите.  
В начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (в том числе и на льготных условиях), работодателем на основании их личных карточек и трудовых книжек должны составляться списки. То есть, списки лиц, уходящих на пенсию в 2015 году, составляются в начале 2014 года. Списки должны содержать следующие графы: фамилия, имя и отчество работника, день, месяц и год его рождения, должность (профессия) и наименование структурного подразделения, вид пенсии и основания ее назначения, общий стаж работы и стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда и составляются в хронологическом порядке. 
В отношении работников, включенных в указанные списки, работодатель обязан осуществлять предварительную подготовку документов для назначения пенсий в течение года до приобретения ими права на пенсию, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с вредными условиями труда и за выслугу лет. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов.
Важным моментом в работе по подготовке документов к назначению пенсии является соблюдение общих правил, обеспечивающих их юридическую полноценность (четкое и точное заполнение обязательных реквизитов - наименование документа, датирование, основание выдачи, удостоверение: подпись, гриф предприятия, оттиск печати) и сроков оформления и представления в органы социальной защиты. Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией. Подготовленные документы и заявление гражданина о назначении пенсии подаются работодателем в районное управление по труду, занятости и социальной защите. 
Неработающие граждане, индивидуальные предприниматели, творческие работники (не работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам), домашние работники, работники религиозных организаций, лица, обучающиеся в учреждениях образования, заявление о назначении пенсии подают непосредственно в районное управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.  
При этом обязанность сбора и подготовки документов возложена на самих заявителей. Органы социальной защиты в случае необходимости оказывают содействие в получении необходимых документов.  
Статьей 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлена материальная ответственность работодателя перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии. Обращение за назначением пенсии в органы социальной защиты может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию и не ограничивается каким-либо сроком. Представлять документы для назначения пенсии по возрасту можно и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.  

Документы, необходимые для назначения пенсии 

При обращении за назначением пенсии (независимо от вида пенсии) заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающим место жительства для граждан Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.
В случае временного жительства гражданина Республики Беларусь на территории республики документом, подтверждающим его проживание в Республике Беларусь, является адресный листок прибытия установленной формы, содержащий сведения об адресе места прописки гражданина и сроке прописки. В том случае, если паспорт гражданина Республики Беларусь, проживающего на территории Республики Беларусь, утрачен, в качестве документа, удостоверяющего его личность и гражданство до выдачи паспорта взамен утраченного, принимается справка установленной формы, выдаваемая органом внутренних дел по месту жительства.
Документом, удостоверяющим личность, возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, является свидетельство о рождении или паспорт.
Документом, удостоверяющим личность и возраст солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, является военный билет или паспорт.
Документом, удостоверяющим возраст умершего кормильца, является свидетельство о смерти или иной документ, содержащий необходимые сведения.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, является национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.
В качестве документов, подтверждающих родственные отношения, принимаются: свидетельство о рождении, свидетельство о браке, документ, содержащий сведения о составе семьи, а в установленных случаях - решение суда.
Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.
Справки о стаже работы и заработке представляются в подлинниках.
В тех случаях, когда доказательством стажа работы служит трудовая книжка, представляется выписка из нее (копия), засвидетельствованная работодателем по месту последней работы или районным управлением по труду, занятости и социальной защите. Трудовая книжка прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.
Представленные подлинники документов (за исключением документов о стаже работы и заработке) возвращаются заявителю.  

Методические рекомендации по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий 

Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий

Представление к назначению пенсии  

Приложение к заявлению о назначении (перерасчете) пенсии гражданина

Типовые формы справки и разрешения

Формы справок для подтверждения работы, дающей право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет

Заявление о назначении (перерасчете) пенсии

Форма справки о заработке для исчисления пенсии