Главная / Новости / Новости района
24.09.2020

Зеленая школа. Доброжелательный и деятельный интерес к природе

Каждый, у кого осталась хоть щепотка совести, обязан прекратить загрязнять окружающую среду! Кто-то скажет, что надоело об этом говорить. А я уверена: об этом надо громко кричать!

Посмотрите, как курица несет яйцо, как она кричит, кудахчет. А утка несет тихо, без единого звука. И результат? Куриные яйца все покупают, а про утиные никто даже не слышал! Вы говорите, что любите солнце, но, когда оно светит, прячетесь в тени. 

Вы говорите, что любите природу, но, когда она взывает о помощи - вы закрываете сердце. 

Нашей планете необходимо глобальное потепление не климата, а сердец! Но также надо понимать, что любовь к природе - это не только жалость к замерзшим зимой деревьям, продрогшим от ветра птицам, брошенным на произвол судьбы животным, но и решение, например, таких важных задач, как эта: "Что делать, если ежегодно количество мусора, которое сбрасывается в мировые океаны, в три раза превышает вес рыб, которых там вылавливают?".

В настоящее время в Республике Беларусь проходит акция "Расскажи о своем роднике". 

По инициативе Ивьевской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды учащиеся Трабского яслей-сада-средней школы приняли участие в акции: облагородили родник по улице Школьная в аг. Трабы в нескольких метрах от реки Клева. Но не торопитесь поддаваться пессимизму и панике: в противовес - доброжелательный и деятельный интерес к окружающему миру. 

Все инициативы учащихся Трабского яслей-сада-средней школы очень разные, исходят от школьников младшего, среднего и старшего звена, но главное - цель у них одна. 

Эти дети и взрослых научат, а потому предлагаем посмотреть, послушать и узнать, что происходит в учебном заведении, и в какой-то момент сделать выбор для себя. 

А все дело ни много ни мало в программе "Зеленые школы", созданной в рамках совместного проекта ЕС / ПРООН "Содействие развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь" и с целью воспитания экологической культуры учащихся, охраны окружающей среды, приумножения природных ресурсов, экономии энерго- и водных ресурсов. 

В координационный совет входят самые разные специалисты: учитель биологии и географии Елена Иосифовна Смагур (координатор совета и проекта "Зеленые школы" в образовательном учреждении), учитель начальных классов Анна Ивановна Чернова, педагог трудового обучения Юрий Тадеушевич Юхневич, педагог-организатор Анна Геннадьевна Илюкович, учитель информатики и математики Виктор Олегович Супранович.

О смысле программы рассказала заместитель директора по воспитательной работе Анна Александровна Подгайская: 
- В центре внимания участников программы "Зеленые школы" - деятельный подход к охране окружающей среды и привлечение все большего количества людей к наведению порядка на земле. А о том, почему задействованы разные специалисты, можно догадаться по направлениям деятельности: 
биоразнообразие (цель: изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения); энергосбережение (цель: изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения); 
водосбережение (цель: изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования); 
обращение с отходами (цель: анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования); 
качество атмосферного воздуха (цель: изучение степени загрязнения атмосферного воздуха и выявление причин загрязнения). Меня поразил масштаб выполняемой работы и практический аспект. 
Не забывая, что участники проекта - дети, прочтите внимательно, чем они занимаются: создание искусственных гнездовий, убежищ для беспозвоночных животных, "клумбы для бабочек", "дикого луга" площадью не меньше 25 метров квадратных; изучение потребления электроэнергии и расходования тепла, потребления и расходования воды, составление плана действий по их сбережению; составление плана действий по минимизации отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год, создание на территории приспособления для компостирования органических отходов (сорняков, листьев и т.п.); определение основных причин загрязнения атмосферного воздуха, разработка памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Елена Иосифовна Смагур усилила впечатление: 
- Мы участвуем в проектах "Чистый лес", "Малым рекам нашу большую заботу". 
В рамках проекта "Зеленые школы " у нас организованы факультативы "Социальная экология, "Зеленая школа", объединение по интересам "Экология и окружающая среда". Ученики принимают участие в экологических акциях, ведут исследовательскую работу. 

Своим энтузиазмом учащиеся Трабского яслей-сада-средней школы привлекают к участию в практических экологических акциях местное население, разрабатывают для них памятки, пресс-релизы, статьи, ссылки на ТВ или радиорепортажи. 

Так что можно сказать, что все Трабы по-детски вовлечены в серьезную взрослую игру "Охрана природы". 

И. Холяво.