13.07.2020

Изменились требования к подготовке, проведению и завершению осенне-зимнего периода

С 20 мая вступили в силу Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2020 года № 286. Подготовительные работы к отопительному сезону 2020/2021 года будут проводиться в соответствии с новыми требованиями.

Подготовка к прошедшему отопительному сезону велась в соответствии с ТКП 388-2012 (02230/02030) «Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии». В связи с выходом новых Правил этот документ в ближайшее время будет отменен, а некоторые подходы к подготовке к осенне-зимнему периоду (ОЗП) изменятся.

В главе 1 Правил уточнена область применения данного нормативного правового акта - Правила не устанавливают порядок подготовки к отопительному периоду организаций, использующих в качестве теплоносителя жидкости, отличные от воды и пара.

Количество терминов и их определений по сравнению с ТКП 388 сущетвенно сократилось за счет ссылок на иные НПА. Скорректированы определения терминов «внутридомовые системы теплопотребления», «осенне-зимний период»,«потребитель тепловой энергии», «эксплуатация», дано определение термину «дом-эталон».

Пунктом 8 Правил определено, что организации, у которых имеются объекты с теплоисточниками, тепловыми сетями, системами теплопотребления в разных административно-территориальных единицах (районах), оформляют и регистрируют паспорта готовности теплоисточника и паспорта готовности потребителя в органе госэнергогазнадзора по месту нахождения объектов. На практике этот вопрос так и решался, но в ТКП 388 соответствующее требование отсутствовало.

Отметим, что по всему тексту Правил окончательным сроком подтверждения своевременной готовности организации к работе в ОЗП (оформления и регистрации паспортов готовности) определено 30 сентября, в то время как в ТКП 388 окончательным сроком устанавливалось 1 октября.

Главой 2 Правил определен порядок подготовки к работе в ОЗП организаций, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточники и (или) тепловые сети, системы теплоснабжения. В пункте 10 приведен перечень работ, которые таким организациям необходимо выполнить в ходе подготовки к работе в ОЗП. Из существенных отличий по сравнению с требованиями ТКП 388 отметим то, что теперь энергоснабжающая организация должна предоставлять потребителям следующие сведения:
• температурные графики работы системы теплоснабжения на предстоящий ОЗП,
• рабочие параметры теплоносителя (давление, температура, расход) на вводе в тепловой пункт потребителя, расчетные данные диаметров дросселирующих устройств - только в случае изменения параметров теплоносителя на границах имущественного раздела тепловых сетей (теплоустановок) между энергоснабжающей
 

организацией и потребителями, которое требует выполнения потребителями тех-нических мероприятий. В соответствии с ТКП 388 энергоснабжающие орга¬низации должны были предоставлять такие сведения ежегодно до 1 сентября.

Нововведение содержится в пункте 11 Правил - при необходимости выполнения испытаний, ремонта и наладки оборудования теплоисточников и (или) тепловых сетей планы-графики производства работ составляются с учетом времени отключения энергоснабжающими организациями теплоисточников и (или) тепловых сетей. При этом срок отключения не должен превышать 14 дней, а с 2021 года - 13 дней. Аналогичное требование предусмотрено и в отношении внутридомовых систем теплопотребления (пункт 20).

Согласно пункту 12 Правил планы-графики отключения теплоисточников и (или) тепловых сетей для испытаний, ремонта и наладки энергоснабжающие организации должны предоставлять в местные исполнительные и распорядительные органы до 1 марта текущегогода. Аналогичное требование содержалось и в ТКП 388, однако в Правилах оно распространяется также на оптовых потребителей-перепродавцов и организации, осуществляющие передачу тепловой энергии. При этом окончательным сроком подачи планов-графиков определено 15 марта текущего года. Кроме того, изменен срок предоставления указанных планов-графиков заинтересованным организациям - до 1 апреля (пункт 13 Правил) вместо предусмотренной ранее даты -15 апреля (пункт 4.1.5 ТКП 388).

Пунктом 14 отменена необходимость согласования строительными и ремонтными организациями совместно с энергоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими передачу тепловой энергии, графиков присоединения новых потребителей к тепловым сетям в местных исполнительных и распорядительных органах (ранее устанавливалась пунктом 4.1.6 ТКП 388).

Главой 3 Правил определен порядок подготовки организаций, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) системы теплопотребления, к работе в ОЗП. Отметим изменение срока разработки такими организациями планов организационно-технических мероприятий-до 15 июня (согласно ТКП 388 - до 1 мая). В пункте 18 Правил определены основные виды работ, которые необходимо провести в ходе подготовки к ОЗП. По сравнению с аналогичным перечнем ТКП 388 (пункт 4.3.2) в Правилах более подробно и корректно перечислены виды работ, обеспечивающих надежное и экономичное функционирование оборудования в отопительный период, а также требования к их выполнению. Так, отдельно отмечены следующие работы:
•гидравлические испытания тепловых сетей, водоподогревателей, гидравлические испытания и промывки тепловых пунктов, систем теплоснабжения вентиляции и систем отопления в присутствии представителя энергоснабжающей организации с оформлением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении теплоносителя;
•проверка плотности закрытия запорной и регулирующей арматуры;
•восстановление нарушенных изоляционных покрытий на трубопроводах и другом оборудовании систем теплопотребления.

При этом из пункта 18 Правил исключены виды работ, ранее предусмотренные подпунктами в), г), д) пункта 4.3.2 ТКП 388, поскольку они дублируют требования, изложенные в ТКП 458-2012 «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей».

Порядок подготовки жилищного фонда к работе в ОЗП определен главой 4. В новых Правилах изменился срок разработки и утверждения планов-графиков проведения ремонта и испытаний оборудования и тепловых сетей - до 15 апреля (в соответствии с ТКП 388 - до 10 марта).

Перечень необходимых для выполнения работ по подготовке к ОЗП (пункт 19) дополнен по сравнению с аналогичным перечнем ТКП 388 видом работ «техническое обслуживание дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их ремонт в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения».

В пункте 21 уточнены требования к оформлению акта гидравлических испытаний тепловых сетей, водоподогревателей, тепловых пунктов и внутридомовых систем теплопотребления - он должен содержать сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении теплоносителя.

В главе 5 Правил определены требования к проверке готовности, оформлению и регистрации паспорта готовности теплоисточника.

Наиболее важное изменение в данной главе изложено в пункте 23, согласно которому оформлению и регистрации паспортов готовности теплоисточника подлежат:
в теплоисточники мощностью 50 кВт и более независимо от мощности установленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования; 
теплоисточники мощностью более 100 кВт независимо от мощности установленных в них котлов за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды. Данное изменение обусловлено необходимостью уменьшения количества административных процедур в отношении субъектов малого бизнеса.

Проверка готовности теплоисточников энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», отпускающих тепловую энергию потребителям на договорной основе, осуществляется в порядке, установленном Министерством энергетики.

Пунктом 24 Правил изменен подход к нормированию срока издания распорядительного документа владельца теплоисточника о назначении комиссии по проверке готовности теплоисточников и тепловых сетей к работе в ОЗП - определено, что такой документ должен быть издан не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии (в соответствии с ТКП 388 - не позднее 15 сентября).

Изменения коснулись и выдачи Госпромнадзором заключения о результатах обследования котельной в части ее готовности к работе в ОЗП - согласно пункту 26 Правил оно необходимо для котельных мощностью более 200 кВт независимо от мощности установленных в них котлов (в соответствии с ТКП 388 - для котельного оборудования теплоисточника единичной мощностью 100 кВт и выше).

Отменена предусмотренная пунктом 4.2.9 ТКП 388 необходимость составления акта о невыполнении условий готовности теплоисточника к работе в ОЗП. Установлен следующий порядок действия комиссии при наличии замечаний к выполнению или невыполнении требований по готовности теплоисточника: к акту проверки готовности теплоисточника прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения; после устранения замечаний комиссией проводится по-вторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Условия готовности теплоисточника изложены в пункте 28 Правил. Отметим основные их отличия от положений ТКП 388 (пункт 4.2.7):
•уточнены требования к устройствам релейной защиты и противоаварийной автоматики - они должны быть в технически исправном состоянии, введенными в эксплуатацию в соответствии с заданными уставками. Должны также выполняться планы технического обслуживания таких устройств;
•перечень дополнен новым требованием - должно быть обеспечено исправное техническое состояние дымовых труб, дымовых и вентиляционных каналов газифицированных теплоисточников;
а длительные (более 30 суток) внеплановые (аварийные) ремонты основного оборудования, если они могут привести к ограничению теплоснабжения потребителей в ОЗП, должны отсутствовать не к 1 октября, а к 20 сентября текущего года.

Для теплоисточников, отапливающих жилищный фонд (кроме теплоисточников организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, и энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго»), пунктом 29 Правил предусмотрено предоставление копии паспорта готовности в районную (городскую) организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги, подчиненную местным исполнительным и распорядительным органам. Такое же требование предусмотрено пунктом 38 в отношении аналогичных потребителей тепловой энергии (жилищный фонд). Ранее ТКП 388 в таких случаях предписывалось предоставление только копии акта проверки готовности.

В главе 6 Правил определены требования к проверке готовности, оформлению и регистрации паспорта готовности потребителя.

Срок издания распорядительного документа организации о назначении комиссии по проверке готовности потребителя к работе в ОЗП изменен - такой документ должен быть издан не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии (в соответствии с ТКП 388 - не позднее 1 августа). Как и в случае проверки готовности теплоисточников, при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности потребителя к работе в ОЗП или невыполнении таких требований к акту проверки готовности потребителя прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения. После устранения замечаний комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт. Отменено предусмотренное пунктом 4.4.9 ТКП 388 составление акта о невыпол¬нении условий готовности потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП.

Перечень условий готовности потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП (пункт 37 Правил) по сравнению с аналогичным перечнем ТКП 388 (пункт 4.4.7) дополнен следующими требованиями:
•наличие в тепловых пунктах температурных графиков внутренних систем теплопотребления;
•обеспечение исправного технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения;
• обеспечение надежности электроснабжения.

При наличии у организаций - потребителей тепловой энергии в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточников, не подлежащих оформлению и регистрации паспорта готовности теплоисточника, акт проверки готовности потребителя оформляется при выполнении условий готовности теплоисточника (пункт 28 Правил).

Перечень органов и организаций, осуществляющих контроль за организацией и выполнением потребителями работ по подготовке и проведению осенне-зимнего периода, дополнен органами государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов (пункт 40 Правил).

Главой 7 Правил установлен порядок начала отопительного периода. Из значимых нововведений отметим изменения в структуре очередности включения отопления при снижении температур наружного воздуха. Как и в ТКП 388, предусматриваются три очереди, но при этом в состав первой очереди включены гостиницы (в соответствии с ТКП 388 они относились ко второй очереди). Перечень объектов второй очереди дополнен театрами и общегородскими банями (в соответствии с ТКП 388 в составе общественных зданий относились к третьей очереди).

Глава 8 Правил содержит требования к порядку проведения отопительного периода. В перечень обязанностей энергоснабжающей организации (пункт 48) вошло обеспечение необходимой корректировки программ систем автоматического регулирования подачи тепловой энергии в зданиях жилищного фонда, прошедших тепловую реабилитацию, а также с целью снижения температуры внутри административных, производственных, общественных зданий в нерабочее время, праздничные и выходные дни для исключения нерационального использования тепловой энергии.

Пунктом 49 Правил предусмотрено, что в течение 10 суток после начала подачи теплоносителя потребители производят проверку работы оборудования и первичную его регулировку, осуществляют прогрев стояков и приборов отопления (пункт 5.2.3 ТКП 388 предусматривал обязательный контроль за выполнением данного вида работ со стороны энергоснабжающей организации).

Перечень обязанностей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (пункт 51 Правил), дополнен обязанностью обеспечивать доступ персонала органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов на тепловые пункты к транзитным трубопроводам, трубопроводам в подвалах для контроля режимов теплопотребления. Упомянутые организации больше не обязаны ежедневно снимать показания приборов группового учета расхода тепловой энергии в жилых домах с ежедневной регистрацией показаний в журнале учета. При этом необходимо напомнить о требовании пункта 16.3 ТКП 458-2012 «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», в соответствии с которым тепловые пункты не реже одного раза в неделю должны осматриваться лицом, ответственным за тепловое хозяйство. При этом показания приборов учета должны быть отражены в соответствующих документах (журналах).

Порядок завершения отопительного периода устанавливает глава 9 Правил. Согласно новым требованиям при при-нятии решения о сроках завершения отопительного сезона можно руководствоваться прогнозами государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды». Структура очередности отключения отопления изменилась аналогично структуре очередности включения. Отменена предусмотренная пунктом 6.3 ТКП 388 возможность принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения об отключении систем отопления для отдельных потребителей тепловой энергии до выхода распоряжения об окончании ОЗП.

В приложениях к Правилам с учетом вышеуказанных изменений не приводятся формы актов о невыполнении условий готовности теплоисточника и потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП. В приложении 1 приведена форма журнала регистрации паспортов готовности теплоисточника и паспортов готовности потребителя тепловой энергии к работе в осенне-зимний период.

Д.М. ЛОСЕНКОВ,
первый заместитель генерального директора - 
главный инженер ГУ «Госэнергогазнадзор»